Друг детства

Дорогие игрушки лежат на шкафу, а малыш засыпает с потрепанной плюшевой собачкой. Почему он выбрал ее?

Дорогие игрушки лежат на шкафу, а малыш засыпает с потрепанной плюшевой собачкой или лошадкой. Почему он выбрал ее?

Задачи воспитания

Детская игрушка (например лошадь — символ Нового Года 2014) несет две важные функции: удовлетворяет интересы ребенка и помогает взрослому решить некоторые задачи воспитания. Игрушка – посредник между детским сознанием и миром взрослых. С помощью игрушки можно научить малыша отвечать за кого-то, пусть даже за плюшевую собачку. С первым другом у ребенка появляется уверенность в своих силах, он сам, как взрослый, решает: покатать ли мишку в машине или пора кормить его кашей. Нас умиляет, как точно он повторяет модель семейных отношений в игре с куклами, но это его первая роль в будущем социуме. И как важно не упустить этот момент и показать ему с помощью того же мишки, как следует себя вести, какие качества ценятся в человеке: доброта, ответственность, уважение и понимание.

Его первый друг дает ему очень много: он всегда будет рядом – дома в кровати, у бабушки в деревне, где впервые он остался без мамы, в детском садике, куда он пока боится идти.

Правила выбора

Для ребенка игрушка  (например лошадь — символ Нового Года 2014) – радость, для нас, родителей, – развивающее и воспитательное средство. Как правильно выбрать игрушку?

Больше функций. Ребенок часто хочет игрушку, как у других детей, или чтобы она была похожа на его любимого героя из мультика. Вам же стоит оценивать игрушку по тому, что с ней можно сделать: покатать, надеть на нее платье, открыть дверцу, накормить… Чем больше будет таких функций, тем лучше, но в то же время эти функции должны быть простыми и понятными. Не надо смущать малыша нереальными формами предметов или их экстравагантной раскраской, ведь игрушка – это и способ узнать мир, поэтому зачем нам розовые тигры и синие ромашки?

О размерах… Почему-то считается модным дарить детям огромные игрушки. Хотя почти все дети предпочитают сделать другом игрушку небольшого размера, которую будет удобно брать с собой, которой можно покровительствовать. Важна и фактура: мягкие пушистые материалы вызывают желание играть с ними, а холодные шершавые – отталкивают. Как доказали психологи, на детское подсознание влияет и определенная соразмерность головы и туловища игрушки. Вызывают сочувствие, желание защитить укороченный овал лица куклы или мордочки зверушки, пухлые щечки, маленький нос и большие глаза.

Выбор возраста. В каждом возрасте у ребенка свои предпочтения.

До года он постигает окружающий мир через чувства. В это время игрушки должны развивать слух, зрение, мелкую моторику. Они должны быть теплыми, яркими, легкими и мягкими.

В 1–2 года в игре появляется осмысленность. Как сложить пирамидку? Как поместить одну тарелку в другую? В этом возрасте важны игрушки, позволяющие манипулировать ими.

В 2–3 года игрушка перестает быть абстрактным предметом, малыш теперь знает, как с ней играть. Поэтому очень важны функциональные игрушки. На этом этапе появляются куклы, зверушки, машинки… Игра становится сюжетной, каждый в ней имеет свою роль. Так ребенок отображает часть своего мира. А для игрушек важно, чтобы у них гнулись ручки-ножки, открывались дверцы, поворачивалась в разные стороны голова.

В 3–4 года ребенок больше узнает о мире взрослых и хочет, чтобы у него были своя стройка, своя парикмахерская или больница, а у любимого плюшевого друга – свой домик со всеми удобствами.

В 4–5 лет активно развивается фантазия, теперь любой предмет может быть чем угодно, диван – домом, пароходом или космическим кораблем, шкаф – пещерой, а ванна – морем. В этом возрасте ребенку полезно давать игрушки-полуфабрикаты. Он сам придумает для них одежду, сам выстроит из них дом…

В 5–6 лет статичные игрушки уходят на второй план. Теперь важны модели самолетов, конструкторы, карандаши и фломастеры, настольные игры, наборы для шитья. Ребенок уже может изготовить игрушку сам и наделить ее всем необходимым.

Своими руками

Игрушка (например лошадь — символ Нового Года 2014), изготовленная своими руками или вместе с родителями, становится самой любимой. Чем она будет проще, чем меньше у нее будет готовых аксессуаров – тем лучше. Ваше чадо наделит ее всем необходимым самостоятельно, и чем больше он проявит фантазии в игре, тем богаче, насыщеннее и интереснее будет его жизнь.

Цитата

«И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства».
В. Драгунский, «Друг детства»

Интересно

Игрушки были у детей всегда, даже в первобытном обществе. У кукол в Древнем Египте были настоящие волосы, подвижные руки и ноги, одежда и головные уборы жрецов. Древние игрушки Индии и Китая отличались яркими красками, в Японии игрушки были выполнены из хрупких материалов, в отличие от игрушек Древней Руси, которые изготавливались из дерева, глины, соломы, камыша… В Античной Греции самой популярной игрушкой был… троянский конь, внутри которого находились фигурки солдат. А в Древнем Риме девочки не расставались с любимой куклой до замужества. Ведь перед свадьбой ее нужно было принести в жертву на алтарь Венеры.

Кстати

Санкт-Петербургский Музей игрушки не только собирает игрушки, но и изучает их, а также реставрирует. В его залах можно увидеть русские и зарубежные коллекции.

Адрес музея: Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, д. 32.
Время работы: с 11.00 до 18.00.
Выходной день: понедельник.

Музей уникальных кукол открыла Юлия Вишневская. Здесь можно найти самые различные антикварные и уникальные куклы. Гордость музея – английская деревянная кукла XVII века и старинные кукольные домики.

Адрес музея: Москва, ул. Покровка, д.13, стр. 2.
Время работы: с 10.00 до 18.00, перерыв с 14.00 до 14.30.
Выходной день: понедельник.

Художественно-педагогический музей игрушки насчитывает более 30 тысяч игрушек. Особый акцент сделан на игрушки русских аристократов и дворян. Также выставлены игрушки Англии, Германии, Франции, Японии, Китая и т. д.

Адрес музея: Сергиев Посад, пр. Красной Армии, д. 123.
Время работы с 10.00 до 17.00.
Выходные дни: понедельник и вторник.

Важно

Дети-кинестетики познают мир через осязание. Им важно все потрогать, разобрать, помять, поэтому и игрушки у них должны легко разбираться, гнуться. Они предпочитают мягкие игрушки и конструкторы.

Дети-аудиалы нацелены на слуховую информацию. Они всегда все знают и любят шпионить. Музыкальные инструменты или игрушки со звуковым сопровождением разовьют в них музыкальные способности.

Дети-визуалы воспринимают мир глазами. Им свойственна высокомерность, они выглядят старше своих лет и любят цитировать мультики или книжки, к которым испытывают особое пристрастие. Именно фильмы и книги будут для такого ребенка долгожданным подарком.

Дети-дискреты замкнуты в себе оттого, что им недостает внимания и заботы. Чаще всего это дети из неблагополучных семей. Их игрушки должны носить развивающий характер, и желательно, чтобы ими можно было играть вдвоем или втроем.

Елена Густова

Источник aif.ru




coded by nessus

Comments are closed.

Пользовательский поиск

Партнеры